литература 7 класс

Календарно-тематическое планирование уроков в 7 классе по программе А. Беленького

Тема урока

Кол-во часов

Требования к знаниям и умениям

Форма урока

Сроки проведения

1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды(жанры) литературы.

1

 

 

 

I Писатели о прошлом нашей Родины

М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. Чт/из «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

3+1

Уметь:

-выразительно читать

-находить особенности данной поэмы.

 

 

2

Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.

1

 

 

3

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

 

 

4

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Композиция поэмы, её язык, ритмика.

1

 

 

5

Р/р Выразительное чтение и анализ поэтического произведения

1

 

 

6

Чт/б А.К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя

 

 

 

 

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины.

 «Тарас Бульба».

7+2

1

 

 

 

7

Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

1

Знать:

-причины обращения Н.В. Гоголя к исторической теме;

-основных героев произведения;

- понятие «литературный характер».

Уметь:

-отбирать эпизоды для характеристики героя;

-выявлять основные черты героя;

-видеть особенности языка произведения.

 

 

8

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем.

1

 

 

9

Остап и Андрий.

1

 

 

10

Повесть Гоголя и устное народное творчество.

1

 

 

11

Понятие о литературном характере.

1

 

 

12

13

Р/р Сочинение.

2

 

 

14

Сам.чт. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1

 

 

 

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта.

3+1

Уметь:

-выразительно читать;

-сопоставлять героев:

-видеть особенности жанра, языка, композиции.

 

 

15

16

Чт.из. «Полтава». Историческая основа поэмы. Исторический и личный конфликт в поэме.

2

 

 

17

Р/р Сравнительная хар-ка. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы

1

 

 

18

Сам.чт. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого»

1

 

 

19

Н.С. Лесков. Сведения из жизни писателя. Чт.из.

 «Человек на часах».

1

Уметь:

-определять роль эпизода;

-выявлять проблему;

-понимать роль разговорного стиля в худ. произведении.

 

 

20

Постников- лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие. Проблемы чувства и долга.

1

 

 

21

Сам.чт. Н.С.Лесков «Левша – тупейный художник»

1

 

 

 

II Писатели о своей современности.

Н.А. Некрасов.

3

 

 

 

22

Картины народной жизни в творчестве поэта. Чт.из. «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения.

1

Уметь:

-анализировать стихотворение.

 

 

23

Своеобразие композиции стихотворения. Сочетание картин действительности и элементов фантастики.

1

 

 

24

Чт.бес. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская»,  «Мороз, Красный нос»(отрывки).

1

Самостоятельное чтение. «С работы»

«Калистрат», «Дедушка».

 

 

И.С. Тургенев.

3+1

 

 

 

25

Факты биографии писателя, связанные с

«Записками охотника»

1

Уметь:

-находить в тексте детали для характеристики персонажа;

-составлять план характеристики;

-излагать характеристику по плану.

 

 

26

27

Чт.из. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.

 Р/р Характеристика лит. героя по плану(уст. соч.)

2

 

 

28

Чт.бес. Стихотворения в прозе

1

 

 

 

29

Сам.чт. «Записки охотника»

 

 

 

 

М.Е. Салтыков-Щедрин

3+1

Знать:

-особенности сатирического произведения

-понятие «гротеск», «гипербола», «сарказм».

УМЕТЬ:

Находить в тексте средства юмора и сатиры

 

 

30

31

Сведения о жизни писателя. Чт.из. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

2

 

 

32

Сам.Чт. «Дикий помещик», «Коняга»

1

 

 

33

Р/р Творческая мастерская: сочиняем сказки в стиле Салтыкова-Щедрина

1

 

 

А.П. Чехов.

3

 

 

 

34

Чт.из «На мельнице». Роль художественной детали. Роль кульминационной сцены.

1

Знать:

-особенности юмористического произведения;

-различие юмора и сатиры.

Уметь:

Определять роль детали, смысл названия;

-находить средства юмора и сатиры.

 

 

35

«Хамелеон». Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции. О

1

 

 

36

Сам.чт. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник».

1

 

 

III Запечатлённые мгновения (из лирики 19 века)                   3+1

37

 

 

38

 

39

Чт.б. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»;

 А.А. Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»;

Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

3

 

 

 

40

Р/р Анализ лирического произведения.

1

 

 

 

IV Тема становления личности в литературе

Л.Н. Толстой

4+2

Уметь:

-выявлять мотивы поведения героя

-видеть мир чувств и переживаний героя;

-определить тему, проблему, особенности произведения

 

 

41

Толстой-автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия)

1

Начало работы над проектом «Взгляд из детства»

 

42

 

Чт.из. «Детство» (главы). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.

1

 

 

43

44

«Отрочество» (главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева - основная тема повествования. Особенности построения повести.

2

 

 

45

46

Р/р Сочинение

2

 

 

Ф.М.Достоевский.

4+1

Уметь:

-чувствовать отношения писателя к своим героям и доказывать свою точку зрения деталями текста.

 

 

47

48

 

49

 

50

Сведения о жизни писателя.

Чт. из. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы».

Характерные герои Достоевского.

Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.

1

2

 

 

 

 

51

Р/р Сочинение о милосердии

1

 

 

 

М.Горький

5+2

 

 

 

52

Сведения о жизни писателя. Тема становления человека в творчестве Горького. Чт.из. «Детство». Автобиографическая основа повести

1

 

 

53

 

54

55

 

 

56

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Дед Каширин. Яков и Михаил. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.

 Влияние бабушки, Циганка, Хорошего дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям.

4

Презентация проекта «Взгляд из детства»

 

57

58

Р/р Сочинение.

2

 

 

59

Сам.чт. В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»

1

 

 

V Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыку, живописи, поэзии)

60

61

Чт.бес. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве.

 

2

 

 

 

VI Перекличка эпох

62

 

 

63

 

 

 

 

64

Чт.бес.Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»; И.А.Крылов. «Урок дочкам».

 Мольер- великий комедиограф. Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве» ( с чтением и анализом отдельных сцен).

Крылов-драматург. Обзор содержания комедии «Урок дочкам» ( с чтением и анализом отдельных сцен). Схлдство и различия проблематики комедиц Мольера и Крылова. Жанры драмы. Комедия.

3

 

 

 

65

Р/р Сочинение -миниатюра

1

 

 

 

VII Фантастика в литератеру. Тема будущего.

66

67

Чт.бес. А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни. Маленький принц. Избранные страницы.

2

 

 

 

68

Чт.бес. Р.Бредбери. «Каникулы», «Земляничное окошко»

1

 

 

 

 

 

Итого: 68 часов. Из них Р/р 11.