литература 7 класс
Календарно-тематическое планирование уроков в 7 классе по программе А. Беленького |
||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Требования к знаниям и умениям |
Форма урока |
Сроки проведения |
|
1 |
Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды(жанры) литературы. |
1 |
|
|
|
|
I Писатели о прошлом нашей Родины |
||||||
М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. Чт/из «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». |
3+1 |
Уметь: -выразительно читать -находить особенности данной поэмы. |
|
|
||
2 |
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. |
1 |
|
|
||
3 |
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. |
1 |
|
|
||
4 |
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Композиция поэмы, её язык, ритмика. |
1 |
|
|
||
5 |
Р/р Выразительное чтение и анализ поэтического произведения |
1 |
|
|
||
6 |
Чт/б А.К. Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя |
|
|
|
|
|
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. «Тарас Бульба». |
7+2 1 |
|
|
|
||
7 |
Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. |
1 |
Знать: -причины обращения Н.В. Гоголя к исторической теме; -основных героев произведения; - понятие «литературный характер». Уметь: -отбирать эпизоды для характеристики героя; -выявлять основные черты героя; -видеть особенности языка произведения. |
|
|
|
8 |
Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. |
1 |
|
|
||
9 |
Остап и Андрий. |
1 |
|
|
||
10 |
Повесть Гоголя и устное народное творчество. |
1 |
|
|
||
11 |
Понятие о литературном характере. |
1 |
|
|
||
12 13 |
Р/р Сочинение. |
2 |
|
|
||
14 |
Сам.чт. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». |
1 |
|
|
|
|
А.С. Пушкин. Прошлое Родины, Петровская тема в творчестве поэта. |
3+1 |
Уметь: -выразительно читать; -сопоставлять героев: -видеть особенности жанра, языка, композиции. |
|
|
||
15 16 |
Чт.из. «Полтава». Историческая основа поэмы. Исторический и личный конфликт в поэме. |
2 |
|
|
||
17 |
Р/р Сравнительная хар-ка. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы |
1 |
|
|
||
18 |
Сам.чт. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого» |
1 |
|
|
||
19 |
Н.С. Лесков. Сведения из жизни писателя. Чт.из. «Человек на часах». |
1 |
Уметь: -определять роль эпизода; -выявлять проблему; -понимать роль разговорного стиля в худ. произведении. |
|
|
|
20 |
Постников- лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие. Проблемы чувства и долга. |
1 |
|
|
||
21 |
Сам.чт. Н.С.Лесков «Левша – тупейный художник» |
1 |
|
|
|
|
II Писатели о своей современности. |
||||||
Н.А. Некрасов. |
3 |
|
|
|
||
22 |
Картины народной жизни в творчестве поэта. Чт.из. «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. |
1 |
Уметь: -анализировать стихотворение. |
|
|
|
23 |
Своеобразие композиции стихотворения. Сочетание картин действительности и элементов фантастики. |
1 |
|
|
||
24 |
Чт.бес. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос»(отрывки). |
1 |
Самостоятельное чтение. «С работы» «Калистрат», «Дедушка». |
|
|
|
И.С. Тургенев. |
3+1 |
|
|
|
||
25 |
Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» |
1 |
Уметь: -находить в тексте детали для характеристики персонажа; -составлять план характеристики; -излагать характеристику по плану. |
|
|
|
26 27 |
Чт.из. «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Р/р Характеристика лит. героя по плану(уст. соч.) |
2 |
|
|
||
28 |
Чт.бес. Стихотворения в прозе |
1 |
|
|
|
|
29 |
Сам.чт. «Записки охотника» |
|
|
|
|
|
М.Е. Салтыков-Щедрин |
3+1 |
Знать: -особенности сатирического произведения -понятие «гротеск», «гипербола», «сарказм». УМЕТЬ: Находить в тексте средства юмора и сатиры |
|
|
||
30 31 |
Сведения о жизни писателя. Чт.из. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». |
2 |
|
|
||
32 |
Сам.Чт. «Дикий помещик», «Коняга» |
1 |
|
|
||
33 |
Р/р Творческая мастерская: сочиняем сказки в стиле Салтыкова-Щедрина |
1 |
|
|
||
А.П. Чехов. |
3 |
|
|
|
||
34 |
Чт.из «На мельнице». Роль художественной детали. Роль кульминационной сцены. |
1 |
Знать: -особенности юмористического произведения; -различие юмора и сатиры. Уметь: Определять роль детали, смысл названия; -находить средства юмора и сатиры. |
|
|
|
35 |
«Хамелеон». Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции. О |
1 |
|
|
||
36 |
Сам.чт. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». |
1 |
|
|
||
III Запечатлённые мгновения (из лирики 19 века) 3+1 |
||||||
37
38
39 |
Чт.б. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь». |
3 |
|
|
|
|
40 |
Р/р Анализ лирического произведения. |
1 |
|
|
|
|
IV Тема становления личности в литературе |
||||||
Л.Н. Толстой |
4+2 |
Уметь: -выявлять мотивы поведения героя -видеть мир чувств и переживаний героя; -определить тему, проблему, особенности произведения |
|
|
||
41 |
Толстой-автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия) |
1 |
Начало работы над проектом «Взгляд из детства» |
|
||
42
|
Чт.из. «Детство» (главы). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. |
1 |
|
|
||
43 44 |
«Отрочество» (главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева - основная тема повествования. Особенности построения повести. |
2 |
|
|
||
45 46 |
Р/р Сочинение |
2 |
|
|
||
Ф.М.Достоевский. |
4+1 |
Уметь: -чувствовать отношения писателя к своим героям и доказывать свою точку зрения деталями текста. |
|
|
||
47 48
49
50 |
Сведения о жизни писателя. Чт. из. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы». Характерные герои Достоевского. Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. |
1 2 |
|
|
||
|
|
|||||
51 |
Р/р Сочинение о милосердии |
1 |
|
|
||
|
М.Горький |
5+2 |
|
|
|
|
52 |
Сведения о жизни писателя. Тема становления человека в творчестве Горького. Чт.из. «Детство». Автобиографическая основа повести |
1 |
|
|
||
53
54 55
56 |
Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». Дед Каширин. Яков и Михаил. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Циганка, Хорошего дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. |
4 |
Презентация проекта «Взгляд из детства» |
|
||
57 58 |
Р/р Сочинение. |
2 |
|
|
||
59 |
Сам.чт. В.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки» |
1 |
|
|
||
V Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыку, живописи, поэзии) |
||||||
60 61 |
Чт.бес. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве.
|
2 |
|
|
|
|
VI Перекличка эпох |
||||||
62
63
64 |
Чт.бес.Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»; И.А.Крылов. «Урок дочкам». Мольер- великий комедиограф. Обзор содержания комедии «Мещанин во дворянстве» ( с чтением и анализом отдельных сцен). Крылов-драматург. Обзор содержания комедии «Урок дочкам» ( с чтением и анализом отдельных сцен). Схлдство и различия проблематики комедиц Мольера и Крылова. Жанры драмы. Комедия. |
3 |
|
|
|
|
65 |
Р/р Сочинение -миниатюра |
1 |
|
|
|
|
VII Фантастика в литератеру. Тема будущего. |
||||||
66 67 |
Чт.бес. А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни. Маленький принц. Избранные страницы. |
2 |
|
|
|
|
68 |
Чт.бес. Р.Бредбери. «Каникулы», «Земляничное окошко» |
1 |
|
|
|
|
Итого: 68 часов. Из них Р/р 11.